Авиаперелет и проживание – две статьи, которые вместе формируют до 70% расходов туриста. Как снизить эти затраты? Для экономии на проживании можно выбрать отель попроще, остановиться в частном секторе или перейти на собственное довольствие (готовить себе завтрак, обед и ужин). А вот с перелетами возможностей для экономии не так много – хороший сервис бронирования авиабилетов да лоукост-перелеты. С первым все понятно, а что собой представляют вторые?
Лоукостер: что это значит
Что такое лоукостер в авиации, первыми узнали американцы, когда местный перевозчик Pacific Southwest Airlines в 1947 совершил исторический во многих смыслах полет в режиме low-cost (дословный перевод «низкая стоимость»). Такая практика в США очень быстро прижилась, особенно на внутренних маршрутах, а спустя несколько десятков лет была перенята и европейскими компаниями. Первопроходцами здесь стали сегодняшние лидеры рынка – EasyJet (Великобритания) и Ryanair (Ирландия). Первые бюджетные перелеты по Европе перевозчики провели в 90-х годах.
5 характерных особенностей работы лоукостера
По состоянию на 2019 год в мире работает более 100 авиакомпаний-лоукостеров. Большинство из них имеют европейскую или азиатскую регистрацию. Их услугами пользуются почти четверть всех туристов. Что и понятно: по сравнению с классическими перевозчиками, цена билета на рейс low-cost может быть на 30–50–70% ниже. Откуда такие скидки? Секрет в организации работы.
- Лоукостеры «почистили» базовые цены от всех популярных сервисов на борту – питания, напитков, дополнительного комфорта, услуг по автоматической передаче багажа. В стоимость перелета входит только перелет, все остальное за дополнительную плату.
- Больше кресел, меньше проходов. По такому принципу организованы самолеты для бюджетных перелетов. На борту помещается от 150 до 200 пассажиров. В угоду вместительности пришлось пожертвовать шириной проходов и свободным пространством каждого пассажира. Но для коротких расстояний с учетом экономии это вполне приемлемо.
- Только новые самолеты и один класс сервиса. Если у гигантов рынка типа British Airways средний возраст транспорта колеблется в диапазоне 12–14 лет, то у топ лоукостеров летают машины 3–5-летнего возраста. Это позволяет одновременно гарантировать безопасность пассажирам и существенно снизить расходы перевозчика на обслуживание парка. Добавим к этому закупки самолетов «оптом» (сериями) и их перепродажи по достижении критического возраста (5–7 лет) за хорошие деньги – получим пространство для маневрирования ценой билетов.
- Короткие рейсы. На них бюджетные компании делают упор. Средняя длина маршрута крупнейших low cost перевозчиков составляет 2000 км (берут «объемом»).
- Минимальные расходы на постой. Здесь сразу две особенности. Первая: лоукостеры выбирают «дешевые» аэропорты (возрастные с минимальным набором услуг или отдаленные от курортных центров на 7–20 км). Вторая: времени на территории порта лоукост-самолеты проводят минимум (P2P-доставка из точки в точку, выгрузились одни – загрузились другие, и снова в путь). Платят за «парковку» они значительно меньше.
Цена лоукостера: «чистая ставка» и опции
Стоимость бюджетного перелета часто сравнивают с конструктором. Есть некая минимальная ставка (цена кресла на борту), к которой пассажир может за доплату добавить любые опции, способные сделать его поездку комфортнее.
Как и в обычных перелетах, здесь есть «волны» снижения тарифов, только заканчиваются они не за 1–7 дней до вылета, а за 45–90 дней. Поэтому бронировать дешевые билеты стоит заранее. Здесь сразу оговорка: вернуть их нельзя – такова цена большой экономии (исключение – отмененный рейс по вине перевозчика, когда клиенту по закону положены либо билет на аналогичный рейс, либо компенсация потраченных денег).
Опции за отдельную плату:
- Багаж. Размер чемодана для лоукостеров ограничен 8–10 кг (ручная кладь), более точные габариты надо уточнять индивидуально. Все, что свыше лимита, оплачивается отдельно.
- Питание и напитки. Если это must have поездки, стоит заказать обеды при бронировании билетов, так выйдет дешевле.
- Выбор места. В некоторых лоукост-рейсах до сих пор надо успевать занять место поудобнее, как в маршрутке. Но большинство компаний во избежание скандалов на борту используют более цивилизованную практику: места распределяются в порядке живой очереди при регистрации на рейс. Тем, кто хочет заранее выбрать место, придется доплачивать.
- Развлечения (гарнитура, кино, музыка). При этом никто не запрещает брать с собой на борт собственные наушники и смартфон с планшетом или ноутбук.
- Регистрация на борт. Ее можно пройти онлайн (бесплатно), но если этого не сделать, на стойке с вас возьмут небольшую плату.
- Возврат или замена билетов. При покупке без опций вернуть их невозможно. Но тем, кто сомневается в дате вылета, предлагается платная услуга, с которой вернуть или обменять проездной при своевременном оповещении перевозчика можно.
Топ-5 лоукостеров Европы
Тем, кому интересно снизить расходы на перелет как минимум на 30–50% (или попробовать слетать из Москвы на Канары всего за 20 долларов США), стоит ознакомиться с проверенными бюджетными авиакомпаниями. Топ-5 самых популярных лоукостеров Европы списком:
- Easy Jet (Великобритания). Работает в режиме low-cost более 20 лет, освоила 300 направлений, ежегодно совершает больше 250 тысяч рейсов в 30 стран.
- Ryanair (Ирландия). Летает в 37 стран, сотрудничает с 220 аэропортами, рекордсмен по количеству направлений (1600).
- Norwegian – третья по активности в Европе. Специализируется на рейсах в скандинавских направлениях. Работает в чуть более дорогой ценовой категории, зато предлагает бесплатный Wi-Fi на борту и лояльные условия провозки багажа.
- Wizz Air (Венгрия). Летает в 44 страны по всему миру (Европа, Африка, Азия).
- Thomson (Великобритания). Пользуется большой популярностью благодаря комфортабельным самолетам и доступным билетам.
Российские лоукостеры на 2019 год представлены только одной авиакомпанией с громким именем «Победа». Перевозчик работает всего несколько лет, но уже освоил больше 100 направлений и заключил договоры с 20 аэропортами в странах Европы (плюс 27 аэропортов по РФ).